breadcrumbs_revolution_theme

С момента появления на рынке такого устройства как автомобильная охранная сигнализация, не умолкают споры и разговоры о том, что любая сигнализация «вскрывается» и не защищает автомобиль от угона должным образом. Даже есть якобы информация о том, что угоняются автомобили с современными известными сигнализациями. Насколько эта информация верна, во-всяком случае мне, не известно, но глубоко убежденных в этом автовладельцев приходилось встречать на один раз. Поэтому давайте попробуем разобраться от куда «растут корни» всех этих разговоров.

Для начала давайте разберёмся от чего зависит надежность защиты автомобиля охранной системой. Во-первых, это качество и криптостойкость самого оборудования. Казалось бы, уже все знают, что именитые в прошлом сигнализации оборудование статическим или динамическим кодом легко считываются и открываются сравнительно недорогими электронными устройствами — кодграберами. В отличии от современных систем, оборудованных диалоговым алгоритмом шифрования. Не раз приходится слышать о том, что человек поставил автомобиль под охрану где-то на парковке в людном месте, а когда вернулся не обнаружил ничего подозрительного кроме как пропажи каких-то вещей из салона автомобиля. При этом абсолютно всё целое (стекла, замки) не было «сработок» сигнализации, и она как прежде стоит в режиме «охрана». А ведь это как раз и произошло считывание кода сигнализации. Будь у злоумышленников соответствующие оборудование или желание, владелец мог бы и не обнаружить свой автомобиль вовсе. Но несмотря на это очень часто можно встретить владельцев, убежденных в надежности своей 10-ти летней системы или надежности штатной охранной системы автомобиля.

С другой стороны, каким бы современным и технологичным не было оборудование очень много зависит от качества установки его на автомобиль и от грамотности построения защитного комплекса. А это уже человеческий фактор, который далеко не всегда виден для простого клиента. Не раз приходилось видеть, когда сигнализация (особенно установленная «потоковым» методом) либо находится в легко доступном, либо даже сам блок выпадает стоит только снять какой-то элемент отделки салона. В таком случае и блокировка препятствующая запуску двигателя находится тоже рядом. Кстати блокировкам следует уделить особое внимание, потому что какой бы «крутой» не была сигнализация с GSM оповещением, как бы она хорошо не закрывала замки и как громко бы не «кричала» в случае тревоги, если GSM связь была заглушена и угонщик проник вандальным способом в салон автомобиля, то дальше спасти его угона сможет только блокировка двигателя.

Блокировки двигателя строятся на базе аналоговых реле, цифровых реле и радиореле, а также на некоторых автомобилях сигнализация может делать блокировку посылая в цифровую шину автомобиля (шину CAN) посылку данных препятствующую запуску.

Первый тип блокировок самый простой, поддерживается всеми сигнализациями и раз уж она есть делать её обязательно нужно (хотя об этом установщики помнят не всегда). Подобного рода блокировки сравнительно легко деактивируются если угонщик нашел блок сигнализации ему можно даже не искать самого реле, стоит только подать на управляющий провод минусовой сигнал, или же наоборот убрать его. Но даже такого рода блокировка если она грамотно сделана иногда может спасти автомобиль, ну или во всяком случае забрать драгоценное время угонщика.

Цифровые реле, как и в первом случае, связаны с блоком одним проводом. Но здесь по этому проводу передается цифровой код и даже если угонщик нашел блок и этот провод, то это передать он ничего не может. Единственное что он может сделать в таком случае, это найти по проводу само реле или цепь которая блокируется. В этом случае реле должно находится под капотом и защищаться дополнительным электромеханическим замком капота.

Радиореле очень похоже на цифровое, но в этом случае управление устройством происходит по защищенному радиоканалу. То есть у сигнализации и реле нет проводной связи и найти такое реле становиться ещё сложнее. Некоторые скажут, что можно приблизительно установить его местоположение с помощью анализатора поля, но его все равно нужно найти и опять-таки это зависит от качества установки. Цепь, которая блокируется не должна иметь продолжения в салоне (например, бензонасос в некоторых автомобилях можно заблокировать и под капотом, но провода всё равно идут через салон). Как правило считается что блокировка двигателя должна прятаться под капотом и защищаться замком капота. Мы с этим абсолютно согласны.

Раз уж мы коснулись темы замков капота, то на этом тоже стоит остановить свое внимание. По своей конструкции и принципу работы они очень схожи и сейчас не будем обсуждать какой замок лучше, обратим лишь внимание на уязвимые места. Все замки имеют в своей конструкции трос аварийного открытия, расположение которого должно удовлетворять два противоречивых фактора: быть доступным для клиента в случае нештатной ситуации и в то же время быть недоступным для угонщика. Поэтому важно следить чтобы при установке этот компромисс был достигнут. Второй момент - это реализация управления замком. Им может управлять как сигнализация, так и отдельный подкапотный модуль (или радиореле с выходами на замок). Если замком управляет сигнализация, то найдя центральный блок сигнализации открыть замок- это дело техники. Поэтому предпочтительнее чтобы замком управлял какой-нибудь подкапотный модуль, который «сам себя закрывает».

В продолжение хотелось бы привести пример защиты довольно популярного автомобиля Mazda CX-5. Мы не хотим того- то убедить что делать нужно только так, просто это один из возможных вариантов защиты автомобиля. На автомобиль была установлена сигнализация Starline S96, радио реле Starline R6, модельный замок капота, а также реализована блокировка штатного радиоканала и блокировка OBD разъема. Все управление комплексом завязано на миниатюрную метку-иммобилайзер. При её отсутствии автомобиль не снимается с охраны, штатный брелок автомобиля не работает (то есть ретрансляция штатного ключа не приводит к открытию и запуску автомобиля), проникнув в салон угонщик не может прописать свой ключ так как OBD разъем заблокирован (причем узнает он об этом не сразу же, а по истечении некоторого времени, что очень важно при угоне). Далее, если ему всё же удается прописать ключ, или подменить блоки, автомобиль всё равно не заводится так как срабатывает три блокировки (посылается команда в CAN, аналоговая блокировка от сигнализации и блокировка радиореле). Если он нашел блок сигнализации, отключил её, деактивировал аналоговою блокировку ожидаемого эффекта не произошло, автомобиль все равно не запускается, капот не отрывается, под капот не идет ни один провод (так как радиореле в данном случае выполняет роль подкапотного блока). Далее нужно каким-то образом открывать капот (либо как-то ломать, загибать, или искать аварийный трос) а потом ещё блокировку и т.д.

Это один из гипотетических вариантов развития событий, всё могло начаться и с вскрытия капота (так как штатный замок в данном автомобиле открывается снаружи на «раз-два»), но суть в том, что таким образом перекрываются все уязвимые зоны данного автомобиля и сводят к минимуму вероятность угона. Можно конечно и на эвакуаторе увезти, (правда с орущей сиреной от сигнализации). Это кстати распространённая мысль среди скептиков. Конечно не обязательно нужно всё устанавливать такими комплексами, но делать вообще ничего, дескать «захотят угнать всё равно угонят» или «у меня уже есть заводская сигнализация, или Вы думаете автопроизводители ничего не понимают?» тоже ошибочный путь. Так правило такие люди чаще всего и становятся жертвами угона. Поэтому защищайте свои автомобили и получайте удовольствие от автовладения без лишних хлопот.