Ксеноновый свет

  • 14 мая 2014 15:01:01

Еще совсем недавно, каких-то 10-20 лет назад галогеновые лампы пришли на смену лампочкам Ильича. И тогда это было пределом совершенства. В настоящее время автомобиль практически невозможно представить без ксеноновых ламп. В данной статье мы попытаемся разложить и показать все преимущества и недостатки «ксенона».

Самые обычные лампы накаливания обладают целым рядом недостатком:

  1. свет – он бледно-желтый,
  2. обладают высоким энергопотреблением
  3. невысокий срок службы
  4. имеют низкий уровень удельной светоотдачи – от 10–18 люмен на ватт (лм/Вт)

Следующим эволюционным шагом в ламповой индустрии стали галогенные лампы. Они обладают более высокой температурой спирали – приблизительно 3200К (кельвинов). Во избежание перегорания, колбы производятся из кварцевого стекла и заполняются инертным газом, состоящий из йода или/и брома. Это инновация удлиняет срок действия лампы в два раза – вплоть до 2 тыс. часов. Обычно мощность галогенных ламп находятся от 15 до 30 лм/Вт, что значительно лучше, чем у обычных ламп накаливания.

Однако увеличение мощности света галогенных может привести к перегреву фар, так как во время работы колба разогревается до 270°С. Повысить же мощность света обыкновенной лампы не снижая ее ресурса невозможно.


Эпоха ксенона

Изображение обычной ксеноновой лампочки.

Газоразрядные лампы начали использовать в начале 90-х годов, они не имеют нити накаливания и процесс свечения обеспечивается при помощи электрической дуги в газовой среде между двумя металлическими электродами. Из-за этого уровень удельной светоотдачи увеличивается в нескольких раз выше, чем у галогенных ламп и составляет порядка 80 лм/Вт. Иначе говоря, при той же силе света ксеноновая лампа воспроизводит значительно мощнее световой поток. 35 Вт при потоке 2700 – 3500 люмен, в то время как у галогенных – 55 Вт и 1000 люменов соответственно. КПД у ксеноновых
ламп больше, чем у ламп накаливания, из-за этого при высокой яркости они греются значительно меньше, чем «галогенки». В них не сгорает отражатель, а рассеивателю не страшно растрескивание в дождь/туман. Ксеноновые лампы также не подвержены вибрации и тряски: в них отсутствует спираль, следовательно, там нечему обрываться и это способствует увеличению сроку действия до 3000 часов.

Ксеноновые лампы имеют широкий диапазон цветовой температуры: от желтого (3000К) до яркофиолетового (12000К-13000 К). Самым высоким коэффициентом яркости обладает лампа с ярко-желтым, почти белым светом, с температурами 4200-4300 К. Такие лампы уже устанавливаются в Европе на автомобили в заводской комплектации. Ксеноновые лампы с более низкими или более высокими температурами уже обладают меньшей светоотдачей. Лампы с 6000°К и более хоть и выглядят круто, но с ними будет плохо видно пасмурную погоду, во время дождя на мокрой дороге. И кроме того, они еще и обалденно
слепят встречных водителей.


Вместе с балластом

Замена «классических» галогеновых фар на ксеноновые потребует небольшого вмешательства в проводку автомобиля — так что доверить такие работы стоит все-таки профессионалам.

Установить ксеноновую лампу можно вместо галогенной лампочки, например, посредством переходника. Однако мало смонтировать «ксенон», нужно еще корректно подключить его, а это очень часто бывает не просто. Конструкция ксеноновой лампы следующая: стеклянная колба, в ней под давлением в десятки атмосфер находиться газ ксенон (xenon), в состав которого входит соли различных металлов (из-за них возникает нужный свет), а также два металлических электрода. Для того, чтобы произошло зажигание, на электроды нужно подать напряжение в десятки киловольт. После этого для поддержания горения
дуги между электродами необходим стабильный уровень разницы потенциалов в 80В.

Из-за того, что заводское электрооборудование автомобиля к этой задаче обычно не готово, в комплект к лампочкам входят пускогенерирующие и пускорегулирующие устройства – блоки розжига или балласты.
Еще одной спецификой «ксенона» есть присутствии в них только одной дуги. Из-за этого, стандартные, аналоговые однонитевые ксеноновые лампы работает в режиме или только ближнего, или только дальнего света.

Есть, однако, лампы работающие как в режиме ближнего света, так и дальнего света. Эти лампы называются биксеноновыми. Переключение между дальним и ближним светом производится благодаря электромагниту, который управляет перемещением металлической шторки или, что лучше, колбы.

Т.е., при замене «галогенок» на «ксенон» с цоколем Н4 можно смонтировать обычные ксеноновые лампы (ну тогда нужно будет пожертвовать дальним светом), так и биксеноновые лампы, в которых будет работать ближний и дальний свет.

Стоимость ксеноновых ламп начинается от 85 грн. за одну лампочку. Целый комплект: с блоками розжига и переходниками, может стоить от 450 грн. (Sho-Me ) и до 3500 грн. (KAIXEN).

По причине того, что монтаж «ксенона» требует определенных знаний и навыков, рекомендуется устанавливать его в установочных центрах. Стоит такая услуга обычно от 200 грн.


«Псевдоксенон»

И галогеновые, и ксеноновые лампы при правильной регулировке гуманны по отношению к водителям встречного транспорта. А кустарно установленный «псевдоксенон» не только раздражает других водителей, но и может стать причиной ДТП

Говоря о «ксеноне», нельзя не пройти мимо так называемого «псевдоксенона». Под видом настоящего «ксенона» обычно используют стандартные галогенные лампы (часто повышенной мощности), в которых колба окрашена в голубой свет. Эти лампы довольно просто устанавливаются вместо «галогенок», однако, кроме внешнего крутого вида, проку от них мало. Освещение у них хуже, чем даже у обычных галогенных ламп, а если использовать лампы с повышенной мощностью, они быстрее выгорают и чаще лопаются.

Без «колхозного ксенона»

Заменить ксеноновую лампу на аналогичную просто. Но что делать, если хочется заменить «галогенки» на «ксенон». Монтаж ксеноновых ламп не является чем-то противозаконным, однако в этом вопросе есть свои подводные камни.

Главным признаком того, что на данную оптику возможно установить ксеноновые комплект является его маркировка. Например, в случае если оптика, изначально предназначенные для «галогенок», маркируются такими знаками: HR — дальний, HС — ближний, HСR — двухрежимный свет, то в этом случае ксеноновые могут монтироваться исключительно в оптику с маркировками DR (дальний), D — DС (ближний) и DСR (двухрежимный свет). Приведенные обозначения могут находиться на рассеивателе и на корпусе фары.

В фару с такой маркировкой можно устанавливать ксеноновую лампу ближнего света


Из-за того, что источники света в галогенных и ксеноновых лампах различается по форме и размеру, универсальные фары которые могли бы корректно работать одновременно с галогенными, и с ксеноновыми лампами, встречается очень редко.

В такую фару можно ставить только «галогенки»

По этой причине нештатный «ксенон» (или колхозный ксенон) кроме того, что лучше освещает дорогу, но и еще слепит встречных водителей. Это отчетливо видно после их непрофессиональной, в кустарных условиях, установке.

Кроме того, очень важно чтобы рассеиватель был постоянно чистым. В противном случае КПД освещении дороги значительно снижается, а ослепление светом встречных водителей возрастает.
На гладком рассеивателе нет никаких надписей, но нет и омывателя. Значит, «ксенон» здесь противопоказан.

Неслучайно согласно статьи №48 ЕЭК ООН разрешается оснащении оптики ближнего света ксеноновыми лампами только при наличии на ней омывателей и прибора,который автоматически корректирует угол их наклона. Нужно заметить, что очистка оптики заводскими омывателями далеко не идеальна, и вручную можно почистить гораздо лучше.

На стекле нет маркировки, но есть омыватели — не придерешься!

В Украине эти правила были ратифицированы в 2002 году, но до наших дней не привела в соответствии с ними национальные стандарты. По этой причине у нас до сих пор действуют стандарты еще 1975 года!

Несмотря на то, что ДСТУ 3649-2010, стандарт который регламентирует требования к техническому состоянию транспортных средств, не разрешает применять ксеноновые лампы на автомобилях, которые обладает автоматическим корректором угла наклона фар и устройств для их очистки, по-настоящему в реальных условиях проконтролировать и проследить за этим невозможно.

У нашего северного соседа, водителей автомобилей, на которых фары изначально предназначены для галогенного света, стоит ксеноновая оптика, лишают прав.

Аналогичное строгое отношение к «колхозному ксенону» и в Европе. Там, как и в России, особое внимание обращается на ксеноновые лампы в обычных фарах, где допускаются только те, которые оснащаются корректорами и омывателями с маркировкой D.

В Украине же пока на это мало обращают внимание. Хочется верить что пока.

 
Рекомендуем