Дневные ходовые огни

  • 07 мая 2014 11:17:14

Дневные ходовые огни (англ. Daytime running lights, DRL) — это внешние световые устройства, основной функцией, которых является улучшение видимости автомобиля в светлое время суток.

Следует различать дневные ходовые огни с габаритными огнями. У последних, как следует из названия, значительно ниже уровень светового потока и предназначены для определения габаритов автомобиля в условиях плохой видимости.


Располагаются дневные ходовые огни в разных странах по-разному. В настоящее время существуют такие основные типы:

  1. фары ближнего света, включаются когда автомобиль заведен
  2. фары дальнего света
  3. противотуманные фары
  4. указатели поворота (передние), которые работают в постоянном режиме.

На всех автомобилях есть фары ближнего света и в некоторых странах европейского союза выполняют функцию дневных ходовых огней.

В Великобритании включают одновременно фары ближнего света на пониженном напряжении с включением габаритных огней. Это делается чтобы избежать их использования исключительно в качестве обозначения автомобиля. Применение фар ближнего света в качестве ДХО также называют instant lights - «моментальными огнями», так как у многих автомобилей их включение связано с включением зажигания.

Очень много из автопроизводителей применяют фары ближнего света в режиме пониженного напряжения. Изначально фары ближнего света использовались по правилам Германии как парковочные фонари. В разных странах используются разные правила применения ближнего света – одни разрешают применение ближнего света в качестве ДХО, другие – не разрешают их.

Фары дальнего света

Включенный не на полную силу дальний свет соответствует требованиям дневных ходовых огней, т.к. он отличается от нормального и ближнего света. Данный вариант стал применяться после вступления 1 декабря 1989 года в Канаде новых правил, согласно которым водители обязаны оборудовать свои автомобили дневными ходовыми огнями.

В США аналогичные правила были введены в 1990 году, но применение DRL не было обязательным. Однако, с тех пор все ведущие автопроизводители начали поставлять на североамериканский рынок машины оборудованные автоматическим включением фар дальнего света на пониженном напряжении. Допустимая сила светового потока в США/Канада до 1500 кд.

В Соединенных Штатах Америки идея применения дневных ходовых огней очень часто критикуется. Критики объясняют это увеличением расхода топлива и тем, что с включенными огнями достаточно трудно увидеть пешеходов и мотоциклы.

Противотуманные фары

Правила дорожного движения Российской Федерации не воспрещают применение противотуманных фар. Хотя во многих других странах применение данных фар запрещено: как в светлое время суток, так и в темное время суток в условиях недостаточной видимости.

Дневные ходовые огни

В Европе первыми правила обязательного оснащения автомобилей отдельными дневными ходовыми огнями вели в Скандинавских странах. Поставляющие в эти страны автопроизводители оборудовали новой системой весь модельный ряд автомобилей. В течения целого десятилетия все страны Евросоюза обдумывала использование дневных ходовых огней.

В странах Скандинавии несколько марок и моделей автомобилей оборудовались независимыми излучателями с лампой накаливания с мощностью от 6 до 21 Вт. Данный стандарт подобен к рынку США и Канады и соответственно не дает преимуществ в плане расхода топлива.

В последнее время начали применять мощные диоды белого света в качестве ДХО. Диоды обладают рядом плюсом, включая низкий расход топлива, удобства расположения и установки и, в конце концов, как элемент дизайна. Стандартно, когда включаются головной свет, диоды продолжают работать на пониженной яркости.

Существуют международные правила ООН, которые определяют характеристики дневных ходовых огней и которыми оборудуются новые автомобили – это согласно правилам ЕЭК ООН № 87. По этим правилам ДХО должно занимать площадь от 25 см квадратных до 200 см квадратных, а в России не менее 40 см квадратных, а сила светового потока должна составлять от 400 до 1200 кд – в Российской Федерации от 400 до 800 кд.

Кроме того, были установлены правила установки ДХО в странах ЕС в 1995 году. Правила гласят, что дневные ходовые огни должны быть инсталлированные не ниже 250 мм и не выше 1500 мм. Расстояние между огнями не должна составлять меньше 600 мм, а от края не дальше 400 мм. При включении ближнего света дневные ходовые огни должны отключаться. Данные правила были приняты и в России (ГОСТ Р 41.48-2004).

Алгоритм работы

В России и Украине среди автомобилистов очень распространено ошибочное мнение, что дневные ходовые огни включаются в автоматическом режиме одновременно с габаритными огнями.

Согласно государственным нормам ДХО включаются во время начала работы головного света. Головным светом может быть фары ближнего и дальнего света, противотуманные фары.

Автопроизводители оснащают и дополнительные сервисные функции: выключение ДХО при включения заднего хода, при включении «ручника» (стояночного тормоза), при постановки коробки передач в положении Parking. Кроме того есть функция блокировки включения дневных ходовых огней при запуске двигателя (работе стартера).

Тип света

В Украине, а также международный законодательный опыт, не устанавливает конкретный тип источника света. Т.е. это может быть галогенная лампа, ксеноновая лампа или диоды. Определяется только сила светового потока – она должна быть не меньше 400 кд. Кроме того, допускается применение совмещенных излучателей.

Применение «противотуманок» в пониженном режиме работы и постоянное горение передних сигналов поворота во многих странах запрещены, т.к. по причине своих свойств противотуманные фары потенциально могут ослеплять водителей даже при незначительной силе излучения, в то время как сигналы вносят двусмысленность.

Уровень безопасности

С начала 1970-х проходил целый ряд испытаний и исследований, которые подтверждают, что применение дневных ходовых огней увеличивают уровень безопасности.

Однако в 2008 году в США были проведены исследования, в результате которых было установлено, что ДХО не дают существенного снижения частоты и тяжести аварий. Это правило не касаются легких грузовиков и микроавтобусов, где сокращение числа аварий произошло почти на 6%.

Особенности законодательства в Скандинавских странах и других странах Европы.

ДХО впервые были использованы в скандинавских странах, где естественного освещения было недостаточно. В 1977 году в Швеции законодательно было закреплено применение штатных ходовых огней. Данная функция называлась varselljus («свет проницательности»). Согласно принятым правилам использовать можно было лампы с мощностью 21 Ватт, которые были идентичны с лампами в стоп-сигналах или сигналах поворота, с силой 400-600 кд. Устанавливать ДХО разрешалось на передней панели на левом и правом крае.

Финляндия приняла использование дневных огней в 1972 году на сельских дорогах в зимнее время, а в 1982 году на сельских дорогах в летнее и 1997 годах на всех дорогах в течение всего года; Норвегия в 1986 году, Исландия в 1988 году, и Дания в 1990 году.

Чтобы упростить жизни водителям, власти скандинавских стран разрешили использовать для обозначения огни ближнего света.

Закон об обязательном включении света днем в любое время года принят в: Дании, Эстонии, Финляндии, Исландии, Италии, Хорватии, Латвии, Македонии, Норвегии, Швеции, Словении, Чехии, Австрии и Венгрии.

Включение света днем в зимнее время года обязательно в:

  • Польше (с 1 октября по 28 февраля)
  • Литве (с 1 ноября по 1 марта)
  • Словакии (с 15 октября по 15 марта)

Рекомендации по включению света днем в:

  • Германии
  • Франции
  • Швейцарии.

Ограниченный закон о включении света днем принят в: Португалии - только на дороге IP5.

Обязательное круглогодичное использование включенного наружного освещения автомобиля в дневное время суток на загородных трассах: Россия.
Обязательное использование на загородных трассах в период с 15 октября по 15 апреля: Украина.

 
Рекомендуем